Таинство евхаристии ( по греч. «благодарение»), или причащения, занимает центральное место в Православной Церкви. Оно составляет главную часть особого богослужения — литургии.
Каждая литургия — это повторение Тайной Вечери, на которой Спаситель, оделял учеников хлебом и вином, которые он называл Своими Телом и Кровью. Для православных верующих хлеб и вино не символизируют Тело и Кровь Христовы, а претворяются в них, вещественно оставаясь хлебом и вином.
Причащение Христовых Тайн призвано духовно изменить человека.
В таинстве причащения христианин принимает под видом хлеба — истинное тело Христово, а под видом вина — истинную кровь Христову и соединяется с Господом для жизни вечной.
Оно совершается непременно в храме, на св. престоле, за литургией, или обедней: но тело и кровь Христовы, в виде запасных св. даров, могут быть приносимы в дома для приобщения больных.
В виду важности и спасительности этого таинства, св. Церковь приглашает христиан причащаться тела и крови Христовой как можно чаще. Каждый христианин, хотя бы один раз в год, должен обязательно освящать себя этим святейшим таинством. Сам Иисус Христос говорит об этом: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный», то есть «имеет в себе жизнь вечную или залог вечного блаженства» (Ев. Иоан. 6, 54).
Когда настанет время принятия св. Христовых Таин, христианин должен благочинно подойти к святой чаше, поклониться однажды до земли Христу, истинно присущему в тайнах под видом хлеба и вина, сложить руки крестообразно на груди, открыть уста пространно, чтобы свободно принять дары и чтобы не уронилась частица святейшего тела и капля чистейшей крови Господней. По принятии св. Таин Церковь повелевает причастнику облобызать край святой чаши, как самое ребро Христово, из которого истекла кровь и вода. За этим причастникам не дозволяются поклоны до земли ради охранения и чести, принятых св. Таин пока не будет принят св. антидор, или часть освященной просфоры, и выслушаны благодарные молитвы Господу.
К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвой, постом и покаянием.
Перед Причастием положено соблюдать пост (минимум 3 дня). Во время поста употребляются в пищу только продукты растительного происхождения, необходимо беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от мирских развлечений и удовольствий. Супругам необходимо воздерживаться от телесного общения.
В эти дни выполняют следующее молитвенное правило (по «Молитвослову»):
1) Ежедневно читаются утренние и вечерние молитвы;
2) Прочитываются 3 канона: «Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу», «Молебный ко Пресвятой Богородице», «Ангелу Хранителю» (можно по одному в день или все вместе или «совмещенные»);
3) Накануне дня причащения необходимо присутствовать на вечернем богослужении в 17:00. После службы дома прочитывают «Последование ко Святому Причащению».
Накануне Причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды. Утром, отправляясь в храм на Причастие, не разрешается что-либо есть и пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти.
Готовясь к причащению непременно примиритесь со всеми, с кем имели конфликт или ссору. Причащаться во вражде – тяжкий грех.
Желающий причаститься должен предварительно исповедоваться в своих грехах перед священником в Таинстве Покаяния (Исповеди).
Составлять исповедь нужно согласно 10 заповедей. Книги: «В помощь кающемуся», «Опыт построения исповеди», и подобные им, помогут правильно разобраться в чем состоит грех. Можно записать исповедь на бумаге, а потом прочесть.
Исповедь в нашем храме проходит ежедневно:
с понедельника по субботу: в 8:00,
в воскресенье: в 7:00 и 9:00 (во время Литургии),
по субботам и накануне больших праздников: в 17:00.
На причастнике обязательно должен быть нательный крестик.
После Причастия нужно выслушать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении» (или прочесть их, придя домой). В день Причащения — вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого». Остаток дня необходимо провести благочестиво: в чтении духовных книг и помощи ближним, ограждая себя от пустых разговоров и развлечений, избегать многословия, просмотра телевизора и т.п., исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения.
— Молитвослов,
— Новый Завет,
— Закон Божий,
— Толкования на «Символ Веры»,
— Книги о Таинстве Святаго Причастия,
— «В помощь кающемуся»,
— «Опыт построения исповеди» и подобные им.